Сегодня на территории Российской Федерации свыше 30 ГВт генерирующих мощностей работают в парогазовом цикле. В году Правительством России в целях обеспечения энергобезопасности и энергонезависимости принято решение о воссоздании в стране отечественного производства газовых турбин. В это же время «Силовые машины», с учетом достижений в традиционной для предприятия области паровых турбин, значительным опытом в освоении новых видов продукции и накопленным опытом по созданию газотурбинных установок в прошлом, начали программу освоения производства современных отечественных энергетических газовых турбин класса ГТЭ и ГТЭ
Самолёт на паровом двигателе ("паролёт")
Обычно представляет собой лопаточную машину , но бывают и безлопастные турбины такие как турбина Тесла. Как правило, процесс в турбине описывается как адиабатический необратимый , то есть с возрастанием энтропии. Струя рабочего тела воздействует на лопатки , закреплённые по окружности ротора , и приводит их в движение. Применяется в качестве привода электрического генератора на тепловых, атомных и гидро электростанциях , как составная часть приводов на морском, наземном и воздушном транспорте, привода компрессора в газотурбинном двигателе, а также гидродинамической передачи. Попытки создать механизмы , похожие на турбины, делались очень давно. Известно описание примитивной паровой турбины, сделанное Героном Александрийским 1 в.
Scramjet — предназначенный для установки на достигающих гиперзвуковых скоростей соответствующих летательных аппаратах вариант прямоточного воздушно-реактивного двигателя ПВРД , который отличается от обычного сверхзвуковым сгоранием. Исследования в рамках проекта Rockwell X в х годах установили верхнее значение скорости для работы ГПВРД, соответствующим М17 в связи с обеспечением условий для сгорания в двигателе. Для сравнения, самый быстрый пилотируемый самолёт со сверхзвуковыми комбинированными турбопрямоточными воздушно-реактивными двигателями Lockheed SR «Blackbird» компании Lockheed достигает скорости не выше М3,4. В отличие от ракетного двигателя , ГПВРД использует не окислитель, транспортируемый вместе с аппаратом, а атмосферный воздух, поэтому он теоретически обладает гораздо более высоким показателем эффективности двигателя — удельным импульсом по сравнению с большинством существующих ракетных двигателей.
- Воздушно-реактивный двигатель ВРД — тепловой реактивный двигатель , рабочим телом которого является смесь атмосферного воздуха и продуктов сгорания топлива. При сгорании топлива рабочее тело нагревается и, расширяясь, истекает из двигателя с большой скоростью, создавая реактивную тягу.
- Двигатель внутреннего сгорания с термодинамическим циклом Брайтона. То есть сжатый воздух из нагнетателя поступает в камеру сгорания , куда подаётся топливо , которое, сгорая, образует газообразные продукты с большей энергией.
- Поток водяного пара поступает через направляющие аппараты на криволинейные лопатки , закрепленные по окружности ротора, и, воздействуя на них, приводит ротор во вращение.
Газофазный ядерный реактивный двигатель ГЯРД — концептуальный тип реактивного двигателя , в котором реактивная сила создаётся за счёт выброса теплоносителя рабочего тела из ядерного реактора, топливо в котором находится в газообразной форме или в виде плазмы. Иевлева [1] [2] [3] [4] [5]. Теоретические работы в России продолжались и в х годах [6].